У «классической автоматизации» и RPA есть как много общего, так и множество различий. При том, что оба способа автоматизации способны «закрывать» одни и те же задачи, в разных ситуациях стоит отдавать предпочтение одному или другому. Порой также бывает необходимо использовать и RPA, и полноценное ПО.
RPA или Автоматизация
Споры между последователями роботизации и так называемой классической автоматизации с помощью программного кода, интеграции по API или внедрения полноценного ПО не стихают ни на минуту. Масло в огонь подливают IT-шники, которые считают, что RPA отбирает у них работу, но ведь никогда разработчик не сядет писать интеграцию между двумя бухгалтерскими информационными системами.
Если написать интеграцию между двумя ПО дешевле и/или быстрее с помощью программного кода, то необходимо использовать её. В противном случае лучше обратиться к RPA. То же актуально и для установки коробочных решений ПО, способных выполнять тот же функционал, что и программные роботы.
Основные преимущества RPA в сравнении с автоматизацией
- Скорость внедрения
Среднее время написания и перевода в производство программных роботов RPA занимает около 2 месяцев. Если подобранный процесс слишком крупный, чтобы быть автоматизированным так быстро, то он декомпозируется до более мелких задач, чтобы быстрее начать приносить выгоду. - Многофункциональность
В отличие от туннельной интеграции, выполняющей конкретную функцию, или ПО, которое также предполагает автоматизацию конкретного процесса, роботы RPA могут быть использованы последовательно на абсолютно разных бизнес-процессах компании. Единственное ограничение - это 24 часа в сутки. - Цена
Как правило, купить лицензии и написать программного робота, оказывается дешевле, чем запускать длительный процесс полномасштабной интеграции крупногабаритного ПО, затрагивающего множество людей и процессов в компании. Иногда бывает логично использовать RPA «как заплатку» до момента установки такого ПО. - Интеграция с «неинтегрируемым»
Одна из ключевых особенностей RPA - возможность работать не только на уровне программного кода, но и через графический пользовательский интерфейс (GUI), это особенно актуально при необходимости автоматизации устаревших (Legacy) систем, а также систем с отсутствующим или урезанным API.