Сергей Ложкин: Программная роботизация — одна из самых быстрорастущих сфер в ИТ, причем как в России, так и во всем мире. Согласно последнему отчету Gartner, мировые расходы на программное обеспечение RPA достигнут 2,9 миллиарда долларов в 2022 году, что на 19,5% больше, чем в 2021 году. Одна из причин такого регулярного двузначного роста RPA — то, что вендоры быстро превращают свои продукты RPA в более широкую платформу автоматизации со встроенными возможностями гиперавтоматизации.
Российские вендоры RPA растут в тысячах процентов, и этому сопутствует несколько факторов.
Во-первых, зрелость рынка. Мы не начинали делать роботов с нуля, перед нами уже был пример западных вендоров, и мы могли учиться на опыте других компаний. К тому же российский крупный бизнес протестировал разные решения, а работа с опытными заказчиками развивает разработчиков не меньше, чем наши продукты — заказчиков.
Во-вторых, с каждым днем технологии развиваются быстрее. И то, что было актуально вчера, завтра придется менять. Растет число клиентов, при этом в самих компаниях существенно расширяется сфера применения роботов. И обмен опытом между нашими клиентами существенно драйвит весь рынок.
Причем наравне с развитием платформ остаются высокие требования к их устойчивости. Отказоустойчивость — один из важных запросов рынка, и у нас есть клиенты, чьи роботы на PIX RPA работают больше года — и они работают безотказно. Несколько месяцев назад мы выпустили решение, поддерживающее отказоустойчивый кластер. Технология используется при больших нагрузках, и мы — одни из первых, кто реализовал это на практике в России.
И третий фактор — конечно, импортозамещение. Если раньше мы и наши конкуренты развивались, ища нишу, то этот год открыл для нас новых клиентов, которые даже не думали рассматривать переход на российские платформы. И мы начали очень быстро расти, захватывая зрелый рынок компаний, которые использовали западных роботов. И мы должны были обеспечить бесшовный переход на нашу платформу и не дать ощутить проблемы с тем, что ушел западный софт.
Market.CNews: Мы уже успели поговорить о миграции с клиентами PIX Robotics — Велесстрой и Уралсиб страхование. И, по их отзывам, они ничего не потеряли при переходе на российскую платформу, а в чем-то даже открыли новые пути развития. А как в целом проходит импортозамещение? С чем столкнулись российские компании?
Сергей Ложкин: Первое, с чем столкнулись заказчики, — как выбрать платформу, если все вендоры заявляют о широкой функциональности? Тут у нас был только один совет — тестировать. Запустить пилотный проект. По нашему опыту, это снимает дальнейшие опасения и большую часть вопросов об отказоустойчивости, функциональности и удобстве работы для пользователей.
90% заказчиков, которые запустили пилотные проекты на этапе выбора платформы, выбрали PIX RPA. Они не брали кота в мешке, а знали, с чем будут дальше работать. Таким образом, на платформу PIX перешли крупнейшие компании, как с UiPath и Blue Prism, так и с других зарубежных платформ (Automation Anywhere, Power Automate, SAP iRPA и др).
90% заказчиков, которые запустили пилотные проекты на этапе выбора платформы, выбрали PIX RPA. К нам перешли те, кто ранее использовал UiPath, Blue Prism, Automation Anywhere, Power Automate, SAP iRPA и др.
Второе — как ускорить переход. И здесь у нас есть два помощника:
- Конвертер PIX Переходник, который позволяет не строить роботов с нуля, а перенести их из западных RPA. Кстати, опыт показал, что наш Конвертер сокращает время на рутинные операции в проекте миграции в 3 раза.
- Обучающие курсы в Академии PIX, которые помогают быстрее погрузиться в работу платформой PIX.
Обучение — важная часть развития RPA в России. Зачастую человеку очень сложно поменять что-то в своей работе — привычные рутинные занятия, привычную платформу и так далее — даже если это принесет пользу и им, и компании в целом. И наиболее эффективный инструмент внедрения культуры инноваций — обмен опытом. Академия PIX дает как бесплатное обучение с помощью качественных роликов, заданий и тестов, так и платные профессиональные курсы для решения конкретных бизнес-задач.
Мы выполняем крупнейший проект по миграции RPA в Европе: более 300 роботов переносится на PIX
Конечно, импортозамещение дало нам огромный шанс, которым важно правильно воспользоваться, так как некоторые клиенты опытнее даже нас. Например, сейчас у нас идет проект с банком «Открытие». Крупнейший проект по миграции в Европе: более 300 роботов переносится на PIX. Причем для внедрения западных роботов было три года, а российских нужно сделать за три месяца. Хороший вызов, позволяющий нам расти быстрее.
Market.CNews: А как этот год изменил ваш фокус в работе с клиентами и в разработке платформы?
Сергей Ложкин: Наш фокус не изменился. Мы как двигались к инновационной высокотехнологической платформе, так и двигаемся, но теперь в несколько раз быстрее. Создавая роботов, мы не хотели делать кальку с зарубежных систем. Наша задача — это разрабатывать действительно первоклассные решения в сфере цифровизации. Иногда мы берем те интересные идеи, которые мы увидим. Но, тем не менее, наша стратегия — не изобретать велосипед, а выбрать срединный путь развития, чтобы там были и инновации, и понятные решения.
Сейчас мы двигаемся к инновационной высокотехнологической платформе в несколько раз быстрее. Наша задача — это разрабатывать действительно первоклассные решения в сфере цифровизации
Мы начали с программных роботов, перешли к BI-системе PIX BI. И уже развиваем единую экосистему, которая позволит российскому бизнесу переходить на российские технологии и получать эффективность от синергии этих продуктов.
К тому же этот год способствовал продвижению российского софта за рубежом. Кто ожидал, что в России западный софт будет отключен? Компании, которые многие годы работали с иностранными поставщиками услуг, столкнулись с тем, что их просто отрубили от сервиса. В результате в странах, например, Латинской Америки, компании стали закладывать это в риски. Если раньше российский софт был чем-то непонятным и неизведанным, то сейчас компании Латинской Америки стали делать выбор в пользу PIX RPA, а не американских платформ.
Market.CNews: Лейтмотивом этого года стала миграция. А что будет дальше на рынке RPA в России? Какие вы видите перспективы?
Сергей Ложкин: На текущий момент практически все компании, которые рассматривали переход на российскую RPA, уже определились с выбором. Но это не значит, что роботы закончатся в России: большое количество компаний даже не пробовали эту технологию и только начинают с ней знакомиться.
На рынке существует огромный спрос на обучение программной роботизации, поэтому мы концентрируемся на качественном контенте, приглашаем ведущих экспертов и создаем программы обучения, которые помогают нашим заказчикам развивать нужные компетенции для всех основных ролей, необходимых для внедрения и работы наших продуктов, с нуля.
На рынке существует огромный спрос на обучение программной роботизации, поэтому мы создаем программы обучения и приглашаем ведущих экспертов
Мы часто наблюдаем определенную синергию, когда успешные кейсы одного клиента быстро распространяются на другие отрасли и сферы. Клиенты типа «Норникеля» и «Открытия», которые запускают масштабные программы гражданской роботизации на сотни своих сотрудников, не только выводят свои компании на иной уровень цифровизации, но и выступают локомотивами всего рынка RPA и задают планку, к которой начинают стремиться все крупнейшие компании. За ними подтягивается и малый и средний бизнес, для которых ранее роботизация была чем-то космическим и далеким.
Общемировой тренд в развитии RPA — растущий запрос на гибкие технологий, где сочетаются высокая скорость запуска и простота работы для пользователей. Если раньше RPA воспринималась как дополнение к существующей автоматизации, то сейчас это конструктор, из которого можно делать все, что угодно.
Если раньше RPA воспринималась как дополнение к существующей автоматизации, то сейчас это конструктор, из которого можно делать все, что угодно
В России этот тренд еще более актуален. Из-за стремительного роста рынка он может быть не так заметен, но результаты импортозамещения показывают, что выживают только гибкие компании. Для заказчиков важна как устойчивость вендора, так и потенциал развития, так как продукт важен не только в статике, но и в динамике — что будет с продуктом, скажем, через год.
Лидеры превращают свои продукты RPA в более широкую платформу автоматизации со встроенными возможностями гиперавтоматизации — экосистемы продуктов.
Market.CNews: В нескольких интервью и выступлениях вы говорили про экосистему PIX — что вы подразумеваете под этим? И какое развитие в этой концепции получит RPA?
Сергей Ложкин: Экосистемы — это следующий этап развития рынка. Все хотят бесшовности в переходе на новую платформу, на новый уровень цифровой трансформации. И этому способствует экосистема, где синергия элементов приносит кратную пользу компаниям.
В экосистему PIX уже входят несколько продуктов — PIX RPA, PIX BI и PIX Process Management. Каждый из них полностью закрывает потребности клиентов в технологии, а вместе они могут дать дополнительные преимущества в цифровой трансформации компании:
- PIX RPA дает «руки» для сбора информации,
- PIX Process Management систематизирует эту информацию,
- PIX BI позволяет делать выводы и принимать верные решения.
И у крупных компаний уже есть спрос на такие продукты. В ноябре мы подписали соглашение с банком «Открытие» о разработке совместного продукта PIX Enterprise Transformation. Это единая платформа для эффективного управления процессами, ресурсами и цифровой трансформацией в компаниях, где задействованы все продукты экосистемы PIX. Платформа расширит возможности роботизации и позволит вывести цифровую трансформацию в компаниях на новый уровень.
Источник:
Market.CNews: «Итоги года: PIX Robotics выполняет крупнейший в Европе проект миграции RPA»