Сегодняшний герой рубрики «Путь проектного специалиста» — Кирилл Серов, технический директор PIX Robotics, где он отвечает за технологическую стратегию, разработку и развитие продуктов. Кирилл создал первый продукт компании — PIX RPA, а после под его началом разрабатывались новые решения. Мы поговорили с Кириллом о его пути в IT, о продуктовом подходе и создании решения от идеи до масштабирования.
Его история будет полезна не только разработчикам, но и всем, кто хоть раз задумывался о создании собственного продукта.
Расскажи, как ты пришел в IT?
На 4 курсе я решил, что хочу работать разработчиком, при этом как такового IT-образования у меня не было — я учился в волгоградском Политехе по направлению Информатика в экономике. Первое, что я сделал — открыл сайт hh.ru. А так как больше всего вакансий по разработке были связаны с платформой 1С, я решил свой путь в IT построить через профессию разработчика 1С.
Начал с хороших курсов, устроился в небольшой франчайзи в Волгограде, делал небольшие обработки и доработки базовых конфигураций и как все новички бегал с желтыми коробками. В общем, было весело☺
На 5 курсе решил попробовать себя на олимпиаде по разработке, которую сама компания 1С проводит каждый год среди студентов. На ней я занял второе место и как призер поехал на экскурсию в московский офис вендора. Москва меня очень зацепила, и появилась четкая цель переехать в Москву после окончания университета.
Ты сейчас живешь в Москве, значит цель была достигнута. Расскажи, как начинался твой путь в Москве и когда ты познакомился с программными роботами?
В Москву я окончательно переехал в 2015 году и устроился в компанию-интегратора. Я сразу попал на крупнейший проект внедрения 1С в России. Мне повезло, что меня отобрали на этот проект по оптимизации 1С, где я учился всему и сразу. Примерно в это время мои коллеги показали мне такую штуку, как UiPath. Это международный лидер в сфере RPA – программной роботизации. На тот момент в России не было аналогов и мне очень понравилась сама идея, концепция и логика того, как вообще преподнесли идею оптимизации рутинной деятельности.
Первое, что я сделал после знакомства с этой системой — написал собственную платформу RPA на 1С. Это был pet-проект, который не делался для чьих-то нужд.
То есть твой первый RPA был написан на 1С?
Да, прототип был написал на 1С. Я быстро увидел ограничения по 1С: тогда я знал Java и это помогло ускорить процесс изучения и потихоньку переписывать платформу с 1С на новые «рельсы», но тогда я понял, что нужно писать на нативном (для Microsoft) языке — C#.
В общем, я загорелся идеей создания RPA-платформы, но ждал момента, когда можно будет ее проявить, хорошо про нее рассказать. И такая возможность появилась на одном из проектов, когда нужно было перенести данные из одной системы в другую. При классической конвертации данных это занимало около 3-4 часов разработки, а я все это сделал на своей платформе примерно за полчаса.
Вот этот ВАУ-эффект я показал руководителю проекта, и мы уже понесли эту разработку выше. В тот момент я не очень понимал про ценность продукта и как ее правильно доносить. А эта часть очень важна в продуктовом подходе. Потому что конечному заказчику не очень-то интересно, как технически классно сделан продукт, если он не понимает выгоды от его использования.
После презентации руководству мне сказали, что все это очень круто, но дальнейшего развития или выделения направления в эту сторону не пошло.
Я не опустил руки и продолжил заниматься своим проектом в свободное время. Постоянно что-то доделывал, дорабатывал, вносил какие-то новшества, но он был абсолютно любительским проектом. Важно, что я про него рассказывал всем коллегам и друзьям, и в какой-то момент, через знакомых, на меня вышли Сергей Ложкин и Максим Яцкевич. Оказалось, у них также была идея создать собственную платформу по роботизации.
Какое интересное совпадение. Ты раньше слышал об их идее по созданию собственной платформы?
Нет, даже не знал, что у них есть реальная практика по роботизации. И, если бы я не рассказывал своим коллегам с таким энтузиазмом про свой проект, то ребята даже не узнали бы про эту историю, и мы никак не соединились бы. Мой проект мог существовать, только как моя наработка и все. А здесь все идеально сложилось.
Расскажи поподробнее о продукте, который вы создавали
В сентябре 2018 года мы начали работу над продуктом. Коллеги делали коммерческие проекты на зарубежной платформе UiPath, о которой я уже говорил, у них уже был центр компетенции и понимание, что нужно клиентам. И постепенно мы начали разработку своей платформы. Для этого я использовал свои наработки, которые были в моем проекте. К тому моменту архитектурно я уже знал проблемы, с которыми мы столкнемся и полностью переписал ядро. В тот момент я работал в режиме 40/60.
Что такое 40 на 60?
40% своего рабочего времени я занимался разработкой нового продукта, а 60% был консультантом внедрения продукта UiPath и проектов. Такое соотношение очень важно. Необходимо побыть пользователем платформы, альтернативу которому вы создаете. В данном случае я был пользователем, знал, как делаются и внедряются реальные проекты и за что люди платят деньги.
Мы делали конкурентный анализ, изучали преимущества и слабые стороны. В том числе, ездили на конференцию в Румынию, общались с основателем, разработчиками и смотрели в целом, как зарубежные лидеры формируют, представляют продукт, как продают его и т.д. Это очень важно в продуктовом подходе, потому что конкуренты уже прошли определенный путь, наступили на «грабли», нашли какие-то лучшие практики. И такое погружение в чужой продукт помогло понять боли клиентов и найти свои, другие решения.
Когда вы решили выпустить первую версию продукта?
В декабре 2018 года мы выпустили так называемую нулевую версию продукта. Мы собрали коллег для демо внутри компании и попросили честную обратную связь.
Обратная связь была абсолютно отрицательная. Ребята не стеснялись в отзывах, говорили про все проблемы, и это было тяжело. Понятно, что продукт еще очень сырой, но когда ты сидишь, пилишь и выкатываешь свое детище кому-то, а они говорят, что все «не очень хорошо», это сложно.
Однако, это очень важный этап в продуктовой разработке, как негативную, так и положительную обратную связь нужно правильно обрабатывать. Важно суметь отделить эмоции от рациональности, и уже рациональность превратить в дорожную карту продукта и думать, как сгладить какие-то эмоции у пользователей.
А как отделить эмоции от рациональности? Это ведь очень трудно сделать, особенно, когда тебе говорят, что, то что ты делаешь уже сто раз делали до тебя и это бесполезная работа, зря не спал всю ночь.
У меня какого-то универсального правила нет. Когда только начиналась разработка, я очень злился, до ругани не доходило, но злоба была.
Я стараюсь не принимать на свой счет, а пытаюсь понять, что действительно спрятано за негативной обратной связью, что конкретно неудобно, непонятно и какие предложения по улучшению продукта у человека есть. Важно: люди говорят в первую очередь эмоциями и очень редко сразу логикой. Я за собой такое тоже часто замечаю. Поэтому важно переварить, отделить и конкретизировать.
Как дальше развивалась разработка вашего продукта?
В апреле 2019 года начала формироваться команда разработки: у меня появляется первый разработчик, который полностью сфокусировался на продукте. В тоже время придумали название и первый логотип.
В июне 2019 года начинается одна из самых важных вех. Мы публично начинаем показывать первый демо-продукт клиентам и потенциальным партнерам. Мы не хотели сразу выходить на крупный бизнес, но первый показ, как назло, проходит для крупнейшего потребителя программных роботов в России.
Помню, что на встрече у меня очень сильно тряслись руки. В какой-то момент демо, клиент говорит «а что будет, если нажать вот эту кнопку?». А ту самую кнопку мы еще не доработали. И я знал, если на нее нажать, то все сломается. Не помню, как я выкручивался, чтобы ее не нажимать. Черное пятно. Мне кажется, он все понял и просто сказал: «Ладно, давайте дальше».
Мы еще долго вспоминали эту ситуацию, но, тем не менее, это был очень важный опыт. И важный шаг для продукта — демонстрация потенциальным клиентам, сбор обратной связи, рассказ о себе, заявление на рынок. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Но это я понял значительно позже. Самое главное, не так важно, что сейчас ваш продукт не сильно соответствует всем критериям, гораздо важнее контакт и заявка о себе.
Получается клиент на самом деле покупает не текущий, а будущий продукт, который только будет?
В том числе, да. В большей степени клиенты покупают не технические характеристики продукта, а его потенциал на развитие, команду и амбиции, которые совпадают или не совпадают с этим продуктом. Клиенты покупают в первую очередь у людей, которые стоят за этим продуктом.
Какой был ваш следующий этап развития?
В сентябре 2019 годы мы выпустили первый публичный релиз для скачивания, доступный всем, кто его захочет скачать. И мы уже не контролировали его полностью, а это страшно.
Пройдя этот путь, сейчас я бы сделал некоторые вещи по-другому. Самое главное, я бы намного раньше сделал публичный релиз. Да, это был бы сырой продукт, но важно как можно раньше получить обратную связь с рынка и от потенциальных клиентов. Чем раньше выпустите продукт, тем быстрее перейдете на новый этап жизненного цикла продукта.
Разработчику всегда хочется допилить еще чуть-чуть, и вот еще и еще. Это нужно пресекать. Хорошо, когда есть команда, которая в этом помогает. Если бы я один делал продукт, возможно, я бы все еще его совершенствовал☺
Следующим блоком было уже масштабирование и первая продажа. В плане разработки все пошло чуть попроще, потому что появились клиенты, ответственность за внедрение у этих клиентов, за выпуск релизов, и, конечно, за то, чтобы роботы у этих клиентов не сломались.
В январе 2020 года мы выпустили первую публичную стабильную версию Студии, а в марте выпустили уже PIX Master (веб-инструмент для управления большим количеством роботов). Мы продолжали развиваться, а первые клиенты давали нам драйв для того, чтобы дальше развивать платформу.
Следующие 2 года мы очень активно занимались популяризацией продукта: участвовали в конференциях, акселераторах, внедрениях у клиентов. На этом этапе для нас было важно очень много рассказывать про продукт, показывать его, чтобы как можно сильнее увеличить охват.
На каком этапе произошел кратный рост?
Сильным импульсом стал этап импортозамещения. После февраля 2022 года все зарубежные конкуренты ушли, мы понимали, что нельзя упустить момент, надо доказывать крупным компаниям, что они должны переходить на PIX.
Так мы придумали прорывное мероприятие (термин из подхода ШБМ, который мы используем в планировании) – PIX Переходник, конвертер, который позволяет быстро перейти с зарубежного инструмента на наш за счет автоматизации многих шагов. В мае мы его выпустили, а в августе выиграли несколько крупнейших проектов миграции с зарубежной платформы на российскую и все это завертелось. Пошел большой интерес, крупные внедрения и крупные клиенты. Параллельно мы начали разработку новых продуктов — PIX BI и PIX Процессы. Так мы переориентировали нашу разработку отдельного продукта PIX RPA на разработку в экосистемы и уже выпускаем три продукта.
Хотел бы подчеркнуть, одно из самых значимых преимуществ продуктового подхода — его гибкость. В процессе разработки всегда возникают отклонения, даже если изначально было все запланировано на месяц вперед. Такие корректировки вполне нормальны, особенно в сфере стартапов. Важно быть готовым к таким переменам, и не отчаиваться, если планы меняются.
Прошлый год дал нам понять, что в современном мире гибкость — это то, что играет первостепенную роль. Все быстро меняется, и способность быстро адаптироваться к новым обстоятельствам становится необходимой чертой продуктового подхода.