Если раньше BPM-системы использовали больше для описания бизнес-процессов и выстраивания регламентов, то сейчас рынок меняется в пользу большей аналитики.
Задали вопросы Николаю Буланову, директору по консалтингу PIX Robotics, а также владельцу продукта PIX Процессы, какие изменения происходят на рынке аналитики бизнес-процессов, чего ожидают заказчики и проникнет ли искусственный интеллект во все сферы бизнеса.
Николай Буланов директор по консалтингу PIX Robotics и владелец продукта PIX Процессы |
— Николай, что сейчас происходит на рынке аналитики и BPM-систем в частности?
— У заказчиков повышается спрос на процессное управление, они хотят принимать решения на основе реальных данных и иметь удобные инструменты для их получения и анализа. Кстати, отмечу здесь, что все чаще выполнение бизнес-процессов автоматизируется и перекладывается на программных роботов.
Среди основных тенденций на рынке — упрощение. Как в функциональности — собирать, анализировать и автоматизировать процессы из одного окна, так и с точки зрения UI/UX-дизайна. Для всё большего числа заказчиков удобство становится приоритетным фактором при выборе решений. Людям нужна одна кнопка, которая решит все их проблемы, а не «швейцарский нож».
— В каких отраслях растет спрос на такие системы?
— Лидером по использованию BPM-систем уже долгое время остается финансовый сектор, а именно банки. Сейчас мы также видим стремительный рост интереса к BPM со стороны производственных, добывающих и обрабатывающих компаний. Промышленность столкнулась с необходимостью повышения эффективности бизнеса, поэтому внедрение процессного управления актуально для них, как никогда.
Много запросов поступает и от ритейла. Однако у компаний из данной сферы есть большое количество уже привычных отраслевых инструментов, которые доказали свою эффективность.
— Не секрет, что компании активно занимаются импортозамещением. Есть ли какие-либо трудности с замещением таких продуктов российскими аналогами? Соответствуют ли российские BPM-продукты требованиям заказчиков?
— В целом российские BPM-системы по качеству вплотную приблизились к продуктам международных компаний-разработчиков. Однако еще есть, куда расти. Основной сдерживающий фактор — привычка российских заказчиков. Хотя российские вендоры зачастую предлагают более современные и оптимальные решения, некоторые компании не готовы пробовать новое и переучиваться. Они скорее предпочтут устаревшие системы, но с привычным функционалом. Именно поэтому российским разработчикам, которые стремятся заменить собой ушедшие западные компании, необходимо создать удобную систему обучения по работе со своими продуктами.
В 2024 мы ожидаем завершение процессов миграции у заказчиков, использующих продукты зарубежных вендоров, и увеличение притока новых клиентов, которые только открывают для себя BPM-продукты.
— Что ожидать от развития продуктов в ближайшие годы?
— В первую очередь — экосистемность, так как этот запрос диктует рынок, заказчики. Бизнес хочет иметь возможность описывать и анализировать процессы, а также применять инструменты автоматизации в рамках одной системы. Сейчас только некоторые разработчики предлагают комплекс решений, которые синергетически дополняют друг друга. Сосредоточенность вендоров на одном продукте оборачивается тем, что клиенты используют решения от разных производителей и периодически сталкиваются с проблемами из-за их несовместимости.
Несомненный технологический тренд — применение ИИ и ML. BPM-системы используют огромные массивы данных, а искусственный интеллект готов взять на себя задачи по их первичному анализу. Встроенные GPT уже помогают создавать шаблоны для описания стандартных процессов компании, а в будущем могут помочь с более точным прогнозированием результатов.
Рынок определенно растет и будет расти. Основной стимул для этого — нехватка кадров. Российские компании стараются повысить эффективность процессов текущими ресурсами с использованием BPM-систем.